Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях крайне велико.
Можно выделить по меньшей мере три аспекта такого влияния:
- Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка.
– авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;
– авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;
– снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.
- Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.
- Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций.
Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни.
Однако, постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное.
Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.
Поддерживать ребенка – значит, верить в него.
Вербально и невербально родитель сообщает ребенку,
что верит в его силы и способности.
Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование.
Типичными для родителей способами поддержки ребенка
являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов,
стимулирование соперничества со сверстниками.
Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.
Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон.
Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1) опираться на сильные стороны ребенка;
2) избегать подчеркивания промахов ребенка;
3) показывать, что Вы удовлетворены ребенком;
4) уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку;
5) уметь помочь ребенку разбить большие задания
на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;
6) проводить больше времени с ребенком;
7) внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
8) знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием;
9) уметь взаимодействовать с ребенком;
10) позволить ребенку самому решать проблемы там,
где это возможно;
11) принимать индивидуальность ребенка;
12) проявлять веру в Вашего ребенка.
Родители часто путают поддержку с похвалой и наградой. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.
Поддерживать можно посредством:
– отдельных слов («красиво», «здорово»);
– высказываний («Я горжусь тобой», «Это действительно прогресс»);
– прикосновений (потрепать по плечу, обнять его);
– совместных действий, физического участия;
– выражение лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Таким образом, от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.